Возникновение Олимпийских игр

 

Олимпийские игры... Их удивительная история не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей, историков и учёных.

Олимпийские игры - всемирный праздник молодости, физического совершенства, красоты, арена, на которой человек снова и снова подтверждает, что не существует предела его возможностям.

Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул - его предсказания и советы считались абсолютно верными - ответил Ифиту:

- Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!

Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, поскольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида - нейтральное государство.  Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические иры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их - Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

др гр.jpgСначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды - Элиса  и Писы. Первым в летопись Игр вошел  776 г. до н. э. - год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя - Корэба, повара из Элиды.

С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие».  Их встречали с  триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они чувствовали свою национальную общность.

Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить каждые четыре года «между жатвой и сбором гр бор.jpgвинограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже – целый месяц. Для того, чтобы участвовать в Играх полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе - беге на дистанцию  1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег -  диаулос (на дистанцию  384,54  м).  Затем, в 720 г. до и. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным   боем, спустя 12 лет - состязанием колесниц и, наконец,  на 33-й Олимпиаде, в 648 г.  до  н. э., панкратионом, самым    трудным и жестоким видом    соревнований.

 Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.

Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.  Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлону, а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.

Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Корэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Тебеи, бежавший  156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на  двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Олимпийские празднества начинались с восхода полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элладоники в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний  давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком  и пальмовой ветвью.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей.  Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Затем начинались соревнования.

 В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй - в пятиборье, а в третий - в борьбе кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14 000 м).

Вскоре богатые владельцы конюшен решили завоёвывать победу, не подвергая себя риску, и стали отправлять на Игры рабов под своим именем. В случае победы раб получал от хозяина значительную сумму денег, его могли даже сделать свободным человеком и гражданином. Ясно, что конкуренты не щадили себя, добывая победу. Новшество быстро распространилось, и в соревнованиях участвовали уже только «профессионалы». Порой владелец лошади вообще не приезжал на Игры, как, например, римские императоры Тиберий и Нерон (их имена фигурируют в спи­сках олимпиоников).

Каким же образом в числе олимпиоников оказались римляне - ведь чужестранцам не разрешалось участвовать в Играх? В 146 г. до н. э. Греция попала в подчинение Риму, и грекам, вопреки священной традиции пришлось позволить победителям участвовать в состязаниях. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления: гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с быками, тиграми, львами. Но это уже был не спорт, а коммерческое зрелище, приносящее большие доходы.

В конце IV в. н. э. в Риме восторжествовало христианство: император  Феодосий I провозгласил его официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли «христианской совестью» Феодосия, удалось внушить ему, что Олимпийские игры (из-за легенд, с ними связанных) - главный источник язычества и их надо уничтожить. В 394 г. Феодосий I объявил Игры нечестивыми и, дабы утвердить христианскую веру и систему своего правления, запретил празднество.

Олимпийские сооружения пережили Игры всего на год. В 395 г. византийские войска и вестготы сошлись в кровавой битве на берегах Алфея. Древняя Олимпия была разрушена. Через 31 год, в 426 г., Феодосий II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих святилищ. Так погиб величественный храм Зевса, а его 12-метровую статую из золота  и слоновой кости – творение бессмертного Фидия, одно из семи чудес света, увезли в Константинополь.

Через 100 лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла с лица Земли под песком и тиной.

 

Возрождение Олимпийских игр

Более тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена. А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге «Палеография Греции» ратовал за раскопки олимпийского Олимпиягородка. По иронии судьбы человек церкви стал новым открывателем Олимпии - места, пятнадцать веков назад осужденного церковью.

В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс Мутс. Но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием «Олимпия», прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом – Эрнстом Курциусом в Берлине. Кайзер Германии Фридрих Вильгельм IV, слушавший эту лекцию, заявил: - Этот человек так убедительно говорил, что мне захотелось встать посреди улицы с кружкой для добровольных пожертвований в руках! Шутливое замечание оказалось пророческим, ибо впоследствии правители государств отказались финансировать Игры. Самое большее, что они делали, - это помогали в сборе пожертвований на Олимпиаду.

В конце прошлого века бурный рост экономических и культурных международных связей нашел свое отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

Пьер де КубертенВ этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

            В 1889 году французское правительство поручает Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Человек необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи. По возвращении домой, 25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали - термину «гармоничный человек». Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. - И мы наследники этой цивилизации! - воскликнул Пьер де Кубертен.

ис о игр.jpgИтак, призыв был брошен. С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма. Эта встреча - а точнее, Учредительный конгресс,  состоялась 23 июня 1894 года все там же в Сорбонне, в зале, украшенном аллегорическими фресками. Двумя тысячами делегатами от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе от России - генерал    А. Д. Бутовский. Первые члены МОК были и организаторами национальных олимпийских комитетов в своих странах.

Чтобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом   I  Олимпиады был назван 1896-й. И с тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на овеянном дыханием веков алтаре Олимпии. Он уходит за горы, опускается в долины... Этот огонь пересекает одну границу за другой. Человек передает его другому. И, таким образом, представители разных народов становятся ближе, олимпийский огонь объединяет их.

 

 

Пьер де Кубертен  «Ода спорту»

1. О, СПОРТ! ТЫ - НАСЛАЖДЕНИЕ!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Ты бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня, после крушения
затерянных в веках олимпиад.
Ты торжествующий вестник весны человечества,
весны, когда зарождалось упоение от гармонии разума и силы.
Ты, как эстафету, передаешь нам это наследие предков.
Проходят века. Жизнь торжествует. Ты живешь,
не подвластный времени, спорт!

2. О, СПОРТ! ТЫ - ЗОДЧИЙ!
Ты помогаешь находить пропорции
совершеннейшего творения природы-
человека, торжествующего в победе и
сокрушающегося в неудаче.
Ты - мастер гармонии.
Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными,
исправляешь недостатки, с которыми мы рождаемся.
Ты особенный, необычный зодчий.
Твой строительный материал - человек в движении.
Ты доказал, что вечное движение - не мечта, не утопия.
Оно существует. Вечное движение - это спорт.

3. О, СПОРТ! ТЫ - СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
Ты указываешь прямые, честные пути,
которые ищут люди для достижения целей,
поставленных в жизни. Ты - беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований - закон.
Ты требуешь: «Ни один спортсмен, выполняющий упражнения
перед зрителями и судьями, не должен преступать
эти правила».
Ты определяешь границы между видами спорта.
Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.
Непоколебимо твое требование справедливых оценок
за истинные достижения.

4. О, СПОРТ! ТЫ - ВЫЗОВ!
Ты требуешь борьбы.
Вся сила наших мускулов сосредоточена
в одном на взрыв похожем слове - спорт.
Ты трубадур.
Твой пламенный, волнующий призыв
находит отклик в наших сердцах.
Ты спрашиваешь у вышедших на старт:
зачем же сила, опыт и ловкость,
если не мечтать о победном финише?
Ты утверждаешь - надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать.
Ты убеждаешь, требуешь, приказываешь.
Ты зовешь людей помериться силой. Преодолеть себя.

5. О, СПОРТ! ТЫ - БЛАГОРОДСТВО!
Ты осеняешь лаврами лишь того,
кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты - безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности, справедливости,
моральной чистоты, неподкупности.
Ты провозглашаешь: если кто-нибудь достигает цели,
введя в заблуждение своих товарищей,
достигнет славы при помощи низких, бесчестных приемов,
подавив в себе чувство стыда,
тот заслуживает позорного эпитета,
который станет неразлучен с его именем.
Ты возводишь стадионы - театры без занавесей.
Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях:
«Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе».

6. О, СПОРТ! ТЫ - РАДОСТЬ!
Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы,
и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.
Ты - ликование. Ты горячишь кровь.
Заставляешь учащенно биться сердце.
Как радостно, как отрадно откликнуться на твой зов.
Ты раздвигаешь горизонты. Проясняешь дали.
Вдохновляешь стартующих на ближний финиш.
Ты врачуешь душевные раны.
Печаль или скорбь одного отступает в то мгновение,
когда нужно побороть все перед многооким взглядом многих.
Доставляй же радость, удовольствие, счастье людям, спорт!

7. О СПОРТ! ТЫ - ПЛОДОТВОРНОСТЬ!
Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов,
извечно угрожающих людям.
Ты - посредник.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным,
хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых,
статных, мускулистых, закаленных,
не поддающихся болезням приверженцев,
врачуешь отчаявшихся. Ты горячишь кровь.
Заставляешь учащенно биться сердце.
Исцеляешь от недугов.
Ты - красная строка в «Кодексе здоровья».
Ты утверждаешь: «В здоровом теле - здоровый дух!»

8. О, СПОРТ! ТЫ - ПРОГРЕСС!
Ты способствуешь совершенству человека -
самого прекрасного творения природы.
Ты - устремленность.
Ты предписываешь следовать правилам и требованиям гигиены.
Сдерживаешь от излишеств.
Ты учишь человека добровольно,
сознательно, убежденно поступать так,
чтобы никакие высшие достижения,
никакой рекорд не были результатом перенапряжения,
не отразились на здоровье.
Никаких стимуляторов, кроме жажды победы
и мудрой тренировки, не признаешь ты.
Ты убеждаешь, что прогресс физический
и прогресс нравственный - два пути к одной цели.

9. О, СПОРТ! ТЫ - МИР!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые,
дружественные отношения между народами.
Ты - согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь
уважать друг друга.
Ты - источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость - наше будущее, нашу надежду -
под мирные знамена.
О, спорт! Ты - мир!

 

Hosted by uCoz